Кто такие николаиты, во что они верили и чем занимались?

27 августа.

Refuel 210x100_video

Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откровение 2:6

Вас когда-нибудь интересовало, кто такие эти николаиты, о которых упоминается в книге Откровение? Кем бы они ни были, Иисусу было омерзительно их учение и ненавистны их дела. Давайте сегодня вникнем в этот вопрос и выясним отличительные черты николаитов. Почему их учение заслуживало порицания? Какие дела они совершали и чем вызвали у Иисуса такую реакцию?

Давайте начнём с Откровения 2:6, где Иисус обращается к Ефесской церкви: «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу». Иисус был доволен тем, что церковь в Ефесе ненавидела дела николаитов, которые и Он ненавидел. Слово «ненавидеть» очень весомо по своему значению, поэтому давайте его рассмотрим. Греческое слово miseo — «ненавидеть», также переводится питать отвращение, находить очень омерзительным и описывает человека, который испытывает глубоко укоренившуюся враждебность к тому, что находит совершенно неприятным или даже ужасным. Он не только ненавидит это, но и полностью отвергает. Это не просто неприязнь, это настоящая ненависть.

Николаиты получили своё имя от греческого слова nikolaos, которое состоит из слов nikos — побеждать, подчинять и laos — люди. От второго слова произошло английское слово laity — миряне. Вместе они образуют слово Nicolas, которое означает:тот, кто побеждает людей и подчиняет их. Отсюда следует, что николаиты побеждали людей и подчиняли их себе.

Ирений и Ипполит, два служителя первоапостольской церкви, которые записывали многие события, происходившие в то время в церкви, сообщали, что николаиты были последователями Николая Антиохийца, которого посвятили в дьяконы: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращённого из язычников» (Деяния 6:5).

О некоторых из тех, кого выбрали в дьяконы, мы знаем много, о других же не знаем почти ничего. Например, мы знаем, что главным критерием при отборе дьяконов стало то, чтобы они были «изведаны, исполнены Святого Духа и мудрости» (стих 3). После избрания их представили апостолам, которые и возложили на них руки, тем самым официально назначив их дьяконами.

Стефан

Как и другие избранные, Стефан был изведан, исполнен Святого Духа и мудрости. Но в книге Деяния Апостолов 6:5 есть одно упоминание о Стефане, которое относилось только к нему. Там говорится: «…избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа  Святого…» Его крепкая вера и послужила причиной того, о чём говорится в 8-м стихе этой же главы: «А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе».

Стефан был призванный Богом благовестник и стал первым в истории Церкви мучеником, убитым по одобрению Савла Тарсянина (впоследствии ставшим апостолом Павлом) (см. Деяния 7:58–8:1). Дьяконское служение стало для Стефана «испытательным полигоном» и подготовило его к служению благовестника. Имя Стефан, на греческом stephanos, значитвенец. Это стоит отметить, ведь он стал первым, кто получил венец мученика.

Филипп

Филипп тоже был в числе других шести человек, посвящённых в дьяконы. Но потом он перешёл в служение благовестника (см. Деяния 21:8). У него было четыре дочери, которые пророчествовали (стих 9). Дьяконское служение и подготовило Филиппа к служению благовестника. Имя Филипп означаетлюбитель лошадей. Оно символизировало человека, бегающего с той же лёгкостью и резвостью, что и лошади, — подходящее имя для новозаветного благовестника, которому приходится быть проворным, неся народам евангельскую весть.

Прохор

Об этом члене дьяконского служения известно очень мало. Его имя, Прохор, состоит из приставки pro — впереди,указывающей на лидерское положение, и корня chorus — танец, от которого произошло слово хореография. Отсюда следует вывод, что это не имя, а прозвище, которое ему дали потому, что он был главным руководителем танца в какой-то школе, театре или музыкальной постановке. Этому предположению нет никакого доказательства, но его имя всё же говорит о такой вероятности.

Никанор

Этот неизвестный брат тоже был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Больше о нём ничего неизвестно. В Новом Завете о нём больше не упоминается. Имя Никанор означаетзавоеватель.

Тимон

Как и о Никаноре, о Тимоне известно только то, что он также был «изведан, исполнен Святого Духа и мудрости». Его имя означает благородный, высокой ценности.

Пармен

Кроме того, о чём говорится в 6-й главе книги Деяния, о Пармене не известно больше ничего. Его имя состоит из приставки para — рядом и корня meno — оставаться, пребывать. Целиком его имя означает держаться рядом и передаёт смысл быть преданным,  верным.

Николай

Николай был Антиохийцем, обращённым из язычников. Некогда язычник, впоследствии он перешёл в иудейскую веру. Затем у него было второе обращение: из иудаизма в христианство. На основании этих сведений, о Николае Антиохийце можно сказать следующее:

* Он пришёл из язычества, а значит, имел глубокие языческие корни, чего нельзя сказать о других шести дьяконах — по происхождению иудеях. Языческое прошлое Николая указывает на то, что раньше он занимался оккультной практикой.
* Он не побоялся противостать языческим верованиям, что подтверждается его двойным обращением. Обращение в иудаизм отделило его от семьи и друзей. А это указывает на то, что он не переживал по поводу мнения о себе других людей.
* Он был свободомыслящим человеком, открытым для новых идей и понятий. Иудаизм сильно отличался от язычества и связанного с ним оккультного мира, в котором он рос и воспитывался. Его переход от язычества к иудаизму указывает на его либерализм во взглядах, в то время как большинство язычников иудаизм раздражал. И он не боялся перенять новый образ мышления.
* Его обращение к Христу было вторым переходом из одной религии в другую.

Мы не знаем, сколько раз он переходил от одной языческой веры в другую, прежде чем оставить язычество. Его способность легко менять веру говорит о том, что он не боялся на полпути повернуться и пойти в противоположном направлении. Как писали старейшины первоапостольской церкви, Николай призывал к компромиссу, уверяя, что полное отделение христианства от оккультного язычества не так уж и важно. Судя по этим записям, Николай Антиохиец настолько погряз в оккультизме, погрузился в иудаизм и увлёкся христианством, что спокойно со всем этим уживался. Ему ничего не стоило смешивать эти верования, что-то выдумывать, и он не видел причин, почему бы верующим не дружить с теми, кто погружён в чёрную магию и многочисленные мистические культы.

Оккультизм был главной силой, которая противостояла верующим первоапостольской церкви. В Ефесе самой распространённой языческой религией было поклонение Диане (Артемиде). В этом городе процветало идолопоклонство, но Диана была главным объектом оккультного поклонения. В Пергаме было множество мрачных, зловещих форм оккультизма, из-за чего Пергам считался самым нечистым, безнравственным городом того времени. В обоих этих городах приверженцы языческих религий избивали верующих и устраивали на них жестокие гонения, потому что те противостояли язычеству гораздо интенсивнее, чем в других городах.

Верующим было очень тяжело жить посреди всех этих языческих святынь, потому что язычество было главным в жизни этих городов. Молодые или неутверждённые верующие легко оставляли язычество и так же легко возвращались к нему, ведь большинство их друзей и родственников оставались язычниками. Обращённому из язычества было очень трудно не поддаваться влиянию языческого мира.

Важно отметить, что дела и учения николаитов распространялись в церквях только этих двух языческих городов. Суть учения, очевидно, заключалась в пропаганде того, что стоять одной ногой в язычестве, а другой — в христианстве вполне естественно, и, чтобы быть христианином, совсем не обязательно столь категорично отделяться от языческого мира. Вот это и было то самое учение николаитов, которое ненавидел Иисус. Это учение привело к слабому подобию христианства, бессильному и маловерному, так сказать, мирскому христианству.

Из-за своих глубоких языческих корней Николай вполне терпимо относился к оккультизму. Он вырос в оккультной атмосфере, поэтому не считал, что язычество может быть вредным или даже опасным. Это искажённое понимание привело к распространению свободных взглядов, в свете которых верующих призывали не отделяться от мира. Вот, по мнению многих исследователей Библии, во что верили и чем занимались николаиты.

Приверженцы этого учения потерпели полное фиаско. Если верующие идут на компромисс со святостью, Святой Дух не может действовать в их жизни во всей полноте. Вот почему этот разговор о Николае Антиохийце так важен. Злые плоды учения Николая побуждали людей к мирским делам, позволяли грешить и не стремиться жить благочестиво. В этом смысле он действительно завоевал людей.

Для того чтобы у нас было ясное представление об учении николаитов, Бог сравнил их учение и дела с действиями Валаама: «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откровение 2:14–15).

Когда Валааму не удалось совратить Божий народ одним способом, он использовал другой: соблазнил израильтян вести разнузданную, похотливую жизнь, дразня их проститутками Моава. «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал Фегору…» (Числа 25:1–3).

Как тогда мужи израильские пошли на уступку с миром и лжерелигиями, так и теперь николаиты своим учением призывали верующих пойти на такую же уступку. Как вы хорошо понимаете, компромисс с благочестием приведёт христиан к полному бессилию. Вот почему Иисус ненавидел учение и дела николаитов.

sparking gems from the greek

Моя молитва на сегодня

Господь, после того что я прочитал сегодня, я не хочу допускать в своей жизни никаких компромиссов. Теперь я понимаю, что учение николаитов призывает идти на компромисс со святостью. Господь, я не хочу совмещать христианство и мирской подход к жизни. Я хочу полностью освободиться от влияния мира и посвятить себя целиком Тебе. Я хочу жить в святости, жить угодно Тебе и видеть действие Твоей силы в своей жизни. Сегодня я обновляю своё посвящение Тебе. Я отворачиваюсь от мира и поворачиваюсь к Тебе.

Во имя Иисуса. Аминь.

sparking gems from the greek

Моё исповедание на этот день

Я свободен от всего мирского. Я не собираюсь идти на компромисс с Богом. Я твёрдо решил жить перед Господом свято. В результате моего непоколебимого решения жить для Бога у меня появилась власть над грехом, власть над сатаной и моя молитва обрела силу. Божье Слово обещает, что если я приближусь к Богу, то и Он приблизится ко мне. Каждый день я всё больше и больше приближаюсь к Богу, поэтому Его присутствие в моей жизни становится более явным.

С верой я исповедую это во имя Иисуса.

sparking gems from the greek

Поразмышляйте над этими вопросами

  1. Вы позволяете себе в какой-нибудь области своей жизни идти на компромисс со святостью? Если да, препятствует ли этот компромисс проявлению Божьей силы в вашей жизни?
  2. Вы знаете таких верующих, которые думали, что можно совместить христианский образ жизни с мирским, но, в конце концов, мир заманил их и они опять вернулись к греховной жизни?
  3. Если вы знаете кого-то, кто находится на грани отступничества, как вы думаете, каких действий ожидает от вас Господь, чтобы помочь этому человеку вернуться на истинный путь?

Николаиты своим учением призывали верующих пойти на уступку с миром и лжерелигиями. Компромисс с благочестием приведёт христиан к полному бессилию. Вот почему Иисус ненавидел учение и дела николаитов.